ПОЧЕМУ ГОСПОДЬ МОЖЕТ ПРИНЯТЬ ЦВЕТОК, НО ОСТАТЬСЯ РАВНОДУШНЫМ К ТЕЛЕГЕ ПОДНОШЕНИЙ?
Есть такая суффийская история про Ходжу Насреддина. Однажды, он был на встрече с правителем, у них состоялся хороший разговор, и Насреддин почувствовал потребность что-то подарить правителю. Он вытащил из кармана орех.
Правитель удивился: что значит орех? Какой-то орех, вытащенный из какого-то кармана... Но поскольку действие было естественным: Насреддину просто захотелось дать что-то правителю.
Знаете, в нашей философии есть такое:
дадати пратигрихнати
гухйам акхйати приччхати
бхункте бходжайате чаива
шад-видхам прити-лакшанам
Преданное служение - это спонтанное желание сделать что-то для человека, с которым ты связан. Он это сделал.
И у правителя появилось ответное желание, поскольку действие было чистое, не было никаких задних мыслей, сделать что-то для Насреддина. Он дал указания своим слугам одарить Насреддина подарками.
Насреддин получил подарки, и в его умишке включился калькулятор. Он подумал: «Если я дал ему всего лишь один орех, а он меня одарил подарками, что будет если я ему привезу целую телегу орехов?»
Как говорится подумал, план созрел, пошел выполнять: нагрузил телегу орехами и повез. По дороге он встретил своего приятеля, который заинтересовался что везет Насреддин. Тот рассказал ему свою историю:
- Вот везу правителю орехи.
- Знаешь, я слышал, что он орехи не очень любит, он любит инжир.
Как раз был сезон инжира, Насреддин вернулся, орехи продал, купил инжир, загрузил его и повез.
Когда Насреддин привез инжир правителю, правитель приказал своим слугам закидать Насреддина этим инжиром. Слуги кидали и целились в голову, инжир ударялся и растекался.
Каждый раз, когда инжир попадал в Насреддина, он благодарил Аллаха. В какой-то момент правитель заинтересовался: «В чем дело? Почему ты благодаришь Аллаха?»
Насреддин рассказал о друге, посоветовавшем ему вместо орехов привезти во дворец инжир.
- Аллах послал мне друга, потому что если бы я привез орехи... За это я благодарю Аллаха.
Это не просто какой-то анекдот. Смысл этой суффийской истории в том, что мы можем сколько угодно Кришне предлагать, но если в этом нет естественного спонтанного желания порадовать Господа, это ничего не стоит, потому что у Господа есть абсолютно все.
Поэтому Кришна говорит: «Патрам пушпам пхалам тойам, йо ме бхактйа прайаччхати...», то есть, ты можешь предложить мне просто фрукт, немножко воды и, если ты сделаешь это с естественным желанием порадовать Меня, то я приму.
Господь принимает, Ему это нравится, Он принимает подношение, которое делается не из чувства долга, не из чувства... Бывает, у преданных мало времени, и они все быстро-быстро, надо выполнить ритуал и возникает такое чувство: «Ну, на уж, поешь... Прими подношение».
Это не нужно совершенно. Кришне это не нужно. Ему, как и любому из нас, нужно совсем другое. Мы похожи на Него, только мы маленькие, а Он - бесконечный, но суть одна - желание любви. Желание принимать и отдавать любовь, это - суть Господа.
Бхактиведанта Садху Свами
Лекция по Шримад-Бхагаватам, 3.29.15, 19 мая 2019 г., г. Махачкала, https://vk.com/wall-5499678_3785
Бхактиведанта Садху Свами и Бхакти Бхагаватамрита Кешава Свами